Памятки для родителей...


Информационный буклет родителям "Дети и интернет"



Идем в детский сад!
Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад.
Конечно, Вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. 
Давайте разберемся, что такое адаптация?  И как же сделать процесс адаптации более мягким?
Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния и каждый родитель, видя, насколько ребенку не просто, желает помочь ему быстрее адаптироваться.

Советы родителям:
Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями.
 В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если Вам что - то не понравилось. Если ребенку пройдется ходить в этот сад или группу, ему легче это делать, уважая воспитателей. 
В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове,
говорите ласковые слова. Отмечайте его
успехи, больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна Ваша поддержка 
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из – за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключайте на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик.
Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую;  так же это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме, и т.п.). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.
Организуйте утро так, чтобы день и у Вас, и у малыша прошел спокойно.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное
правило таково: спокойна мама (папа) – спокоен малыш.
Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик. 
 Пусть ребенка в детский сад отводит тот родитель или родственник (по возможности),
с которым ему легче расставаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей
ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
Обязательно говорите, что Вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ним придут после какого – то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что Вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.
2.      Придумайте свой ритуал прощания.
Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!».
После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше Вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.





     Болезнь или привычка
Привычка грызть ногти присуща многим детям и даже взрослым. Но если взрослый человек сам ответственен за свои поступки то проблемы детей приходится решать родителям. Что делать, когда ребенок грызет ногти? Ответ на вопрос напрямую зависит от состояния психики и здоровья малыша.
Врачи и психологи не советуют рассматривать это явление только как «плохую привычку». В медицине существует специальный термин — «онихофагия» — непреодолимое желание грызть ногти без видимой цели. Похожее определение — «дерматофагия» — означает неосознанное стремление обгрызать или щипать кутикулу.
Однако привычку грызть ногти нельзя оставлять без внимания в надежде, что малыш «перерастет». Одергивания и ругань родителей тоже вряд ли помогут крохе преодолеть трудности. Необходимо искать более весомую причину и устранять ее совместными усилиями окружающих.
Причины онихофогии
Порой трудно сказать, почему ребенок грызет ногти: причины появления привычки могут лежать в физиологической и эмоциональной сферах жизни малыша.
Физиологические
·       Отсутствие ухода за кутикулой. Если родители недоумевают,
почему дети грызут ногти, стоит обратить внимание на состояние кутикулы. Кроха может самостоятельно пытаться устранить раздражители доступными методами. Некоторые дети всерьез думают, что, обгрызая ногти, делают себе «маникюр» и внимательно оценивают результат «работы». Ученые связывают такой способ «ухода за собой» с проявлением механизма, похожего на рефлексы животных (например, кошка умывается языком).
·       Физическое удовольствие. Ребенок может получать физическое
удовлетворение, замещая какие-либо недоступные приятные действия (например, поедание сладкого).
·       Заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы.
Аритмия, тахикардия, врожденные пороки сердца и т.д. могут стать причиной неврозов, вызывающих дурную привычку. Обгрызая ногти, малыш ищет разрядки и успокоения.
·       Недостаток витаминов и минералов. Большую роль в формировании нервной системы крохи играет питании. При недостаточно количестве витамина Е, В и магния возникает состояние повышенной нервозности, тревожности и быстрой утомляемости.
·       Наличие паразитов в организме. Гельминты отрицательно влияют на состояние нервной системы.
Психологические
·       Социальные проблемы. У большинства детей адаптация
в обществе начинается в 3 года, когда они идут в детский сад. Если малыш вырос в «тепличных» условиях, расставание с родителями даже на непродолжительное время может стать стрессом.
·       Взаимоотношения в семье. Ссоры родителей, отец или мать,
которые не живут в семье, невнимание и попытка возложить процесс воспитания на бабушку могут быть восприняты ребенком как стрессовая ситуация. Онихофагия становится проявлением враждебности к окружающим и способом успокоения.
·       Пример окружения. Если в семье, в детском саду кто-то грызет ногти, то малыш может неосознанно повторять эти действия.
·       Наследственная возбудимость нервной системы, темперамент. Даже если объективной стрессовой ситуации нет, повышенная нервозность может быть обусловлена наследственным типом нервной системы или особенностями темперамента. При этом положительные и отрицательные эмоции будут оказывать одинаково возбуждающее действие.
·       Последствия отлучения от груди или соски. Длительное сосание действует на ребенка успокаивающе. Обгрызание ногтей функционально замещает материнскую грудь или соску.
·       Перфекционизм. Это стремление во всем быть лучшим. Если у малыша что-то не получается, он расстраивается и воспринимает случившееся как стресс. Часто такая ситуация возникает в семьях, где родители ставят для детей чересчур высокую «планку». Ощущение несоответствия родительскому идеалу формирует психологические комплексы. Привычка обгрызать ногти — проявление подсознательного стремления исправить изъяны доступными способами.
·       Замена одной привычки на другую. В этом случае привычка грызть ногти может стать заменителем другой, например, сосать большой палец.
·       Ребенку нечего делать. Дети начинают грызть ногти от скуки, когда он не знают, чем заняться.
·       Чрезмерная нагрузка и повышенная утомляемость. Если ребенок посещает несколько кружков, напряжение и усталость могут накапливаться и порождать неврозы.
·       Недосыпание. Нарушение режима дня приводят к недосыпанию и, как следствие, состоянию тревожности и нервного напряжения.
·       Длительный просмотр телевизора, компьютерные игры. Ограничьте время просмотра мультфильмов 1-2 часами в день, а игры на компьютере — 0,5 часа. Мелькание кадров, громкие звуки разрушающе действуют на неокрепшую психику ребенка. Подбирайте программы и игры с жизнеутверждающим содержанием и спокойной музыкой.
Итак, главная причина появления дурной привычки — стресс. Когда ребенок обкусывает ногти, в мозгу активизируется центр боли. Он заглушает центр стресса или создает очаг боли в другом месте, отвлекая внимание от проблемы. В результате малыш успокаивается. Не ругайте и не кричите на кроху! Задача родителей — выявить и устранить причину нервозности и напряжения, о которой сам ребенок может не подозревать.

Психолог рекомендует
Если родители не знают, что делать, если ребенок грызет ногти, полезными могут стать советы психолога.
·       Не ругайте. Крики, замечания не заставят малыша отказаться от привычки. Напротив, создавая дополнительное нервное напряжение, они могут усугубить ее.
·       Говорите с ребенком. Чтобы выявить причину онихофагии, иногда достаточно откровенно поговорить с малышом. Психологи советуют попросить ребенка изобразить красками различные сферы жизни: семью, друзей и т.д. Рисунок, в котором больше всего темных тонов, сигнализирует о проблемном участке.
·       Уделяйте больше внимания детям, проявляйте ласку. Количество проведенного с ребенком времени может быть успешно заменено качеством. Выслушивайте малыша, гладьте его по голове, обнимайте, говорите ласковые слова, делайте расслабляющий массаж пальчиков перед сном. Оградите от шумных компаний, где пьют и курят, домашних ссор и драк. Время, проведенное с крохой, должно быть максимально наполнено положительными эмоциями. Частично компенсировать их недостаток помогут мягкие игрушки.
·       Следите за собой. Если в доме кто-нибудь из взрослых грызет ногти, необходимо посоветовать ему, следить за своими поступками в присутствии ребенка.
·       Приучайте к социально приемлемым формам проявления враждебности. Посещение спортивной секции, соревнования, игры помогут ребенку выплеснуть отрицательные эмоции, не причиняя вред окружающим и себе.
·       Займитесь рукоделием. Рисование красками, лепка, выкладывание фигурок из мозаики, вырезание, аппликация наполнят жизнь малыша радостными моментами, задействуют руки и не дадут скучать. Творчество — прекрасный метод выражения накопившихся эмоций. Снять напряжение помогут приятные на ощупь предметы: гладкие камешки, игрушки-трансформеры, мячики и т.д.
·       Расскажите о последствиях. Большое впечатление на детей может оказать рассказ о последствиях обгрызания ногтей. Подкрепите свои предостережения «устрашающими фактами». Например, покажите картинки паразитов, которые могут завестись в животе. Если есть микроскоп, пусть малыш рассмотрит через него свои руки. Впечатлительные дети после увиденного часто перестают грызть ногти.
·       Сочините сказку. Предложите ребенку сказку, в которой один персонаж грызет руки, а другой нет. С первым никто не хочет общаться, потому что его руки выглядят ужасно. А второй — аккуратный, и у него много друзей. Сказкотерапия оказывает положительное воздействие на сознание и воображение малыша.
·       Пересмотрите режим дня. Детям 2 года и старше обеспечьте спокойную атмосферу, тихие игры, больше гуляйте на свежем воздухе. У ребят школьного возраста должен оставаться хотя бы 1-2 часа в день для сна и прогулок. Плотный режим дня (посещение секций) отрицательно сказываются на психике и здоровье ребенка.
Приучайте к самостоятельности. Причиной появления дурной привычки может быть неожиданное расставание с матерью в течение дня, если она выходит на работу из декретного отпуска. Ребенок вынужден проводить время с бабушкой или в детском саду. Если связь с родителями слишком тесная, разлука становится психологической травмой. Отводите ребенка к бабушке или в детсад на 1-2 часа в день, пока вы еще не вышли на работу. Постепенно увеличивайте время, проведен  родителей. Так малыш будет привыкать к общению с другими людьми, а у вас появится возможность заняться своими делами.
·       Обратитесь к невропатологу. Если налицо серьезные психические расстройства, или все предыдущие методы оказываются бессильными, посетите невропатолога. Он посоветует успокоительные препараты, фиточаи или витаминный комплекс. При подозрении на заболевание нервной системы врач назначит нейросонографию и выпишет лекарства по результатам обследования. Также могут потребоваться анализ кала на наличие гельминтов, кардиограмма при подозрении на сердечно-сосудистые заболевания.

 материалы сайта: http://kids365.ru




 

 Что ребенок знает и умеет в 2-3 года

 Приведенные нормы развития ребенка разработаны ведущими специалистами в сфере детской психологии, физиологии и методики дошкольного развития и воспитания детей.
   
   Память, внимание, мышление
В 2-3 года ребенок может:
Правильно складывать пирамидку, матрешку.
Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
Складывать пазлы из 2-4 частей.
Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные».
Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки)
Помнить, что делал сутра, днем, вечером.
В этом возрасте ребенок активно тренирует свою память, учиться концентрироваться, ставить перед собой цель что-то запомнить, найти по картинке, ответить на вопрос взрослого.
        Развитие речи
Примерно, с двух с половиной (а иногда и раньше) ребенок уже осмысленно называет близких по имени, а себя упоминает от первого лица. Постепенно (ближе к 3-м годам) ребенок добавляет к прилагательным нужные окончания (т.е. совпадающие с падежом существительного). Уже понимает значение собирательных существительных ("одежда", "овощи" и пр.), но сам их пока не упоминает в своей речи. К 3-м годам ребенок уже может делать некоторые описания, к примеру, может рассказать про любимое лакомство.
Также его сознанию становятся доступными слова, обозначающие абстрактные понятия: жарко-холодно, светло-темно. И ориентиры в пространстве: спереди-сзади, близко-далеко и пр.
  Математика
К 3 годам ребенок способен:
Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?»
Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
Понимать слова «сверху», «снизу».
На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.
        Графические навыки
Ребенок начинает пользоваться разными графическими средствами: мелом, красками, карандашами, фломастерами; учиться проводить линии, рисовать кружочки, раскрашивать рисунки.
Помочь овладеть данными навыками помогут всевозможные развивающие игрушки, книжки и, конечно же, ваше общение с ребенком.
            Развитие мелкой моторики
Малыш должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д Также должен уметь рисовать округлые предметы.
Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки.
 Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики.
        Труд
Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать в ящик строительный материал, полить растения, покормить рыбок и птичек, перед обедом расставить тарелки, салфетницы, разложить ложки. Для своевременного формирования самостоятельности родители сообщают детям их маленькие обязанности: одежду беречь, игрушки не разбрасывать, охотно выполнять поручения взрослых, не шуметь, когда старший брат готовит уроки, когда находишься в спальне. Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт: дети могут раздеться, завернуть рукава, вымыть руки, если одежда удобна. Важна и оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания посторонних к проявлениям его самостоятельности. Тогда ребенок будет стараться самостоятельно найти себе занятие, справиться с ним и даже оказать помощь тому малышу, который в ней нуждается.
  Туалет
В этот возрастной промежуток необходимо, чтобы ребенок полностью перешел на пользование горшком. Период перехода от памперсов к самостоятельности имеет очень разные временные границы у разных детей (в том числе зависит это и от родителей). Кто-то начинает приучать с того момента, как ребенок начал сидеть. Но все же проситься на горшок он начинает тогда, когда в его действиях появляется осознанность. А приучают все по-разному, но чаще все-таки изначально принудительно, т.е. периодически делать подходы к горшку, пока у ребенка это не отложится на сознательном уровне. Кто-то личный пример использует (делая ставку на то, что дети все-таки великие подражатели). Тут уже, как говорится, выбирайте свой подход. К 3-м годам явление "мокрых штанов", конечно, допустимо, но в редких случаях.
    Физическое развитие
К двум годам ребенок овладел уже основными общими движениями — он умеет ходить, начинает бегать, много лазает. Но все эти движения еще очень несовершенны, неловки, неточны. Постепенно на протяжении третьего года жизни идет дальнейшее совершенствование общих движений, ходьба становится более равномерной, постепенно исчезают лишние движения.
Совершенствуются также и движения рук. Ребенок может ловить мяч, бросать его вверх, может попасть им в цель, если она недалеко и достаточных размеров (например, бросить мяч в стоящую корзину, попасть снежком в дерево и т. д.), перекинуть мяч через невысокую сетку, катать широкий обруч.
Ребенок этого возраста очень подвижен, он производит много разнообразных сравнительно сложных движений. Можно сказать, что он все время двигается»
Но, несмотря на большие достижения, движения ребенка и на третьем году жизни еще недостаточно точны, координированы. Например, бегая, он не отрывает обе ноги от земли — это скорее ускоренная ходьба. При ходьбе и беге ребенок размахивает руками и т. д. Однообразные движения быстро утомляют малыша.
Бегая, играя без устали 3—4 часа подряд, он в то же время совсем, например, не может идти с матерью, держась за ее руку, в одном направлении даже в течение получаса. Однако может спокойно пройти это расстояние, если ему будет предоставлена возможность несколько раз переменить направление, остановиться на короткое время, присесть, свернуть в сторону, побежать, залезть на что-нибудь и т. д.
        Развитие чувств
Ребенку уже на втором году жизни были доступны такие чувства, как радость, любовь, гнев, страх, недовольство, ревность, обида и т. п. На третьем году внешние проявления этих чувств становятся ярче и разнообразнее.
Радуясь, ребенок прыгает, хлопает в ладошки, громко смеется; испугавшись чего-либо, бежит, прячется, закрывает лицо руками; обидевшись на кого-либо, ребенок отворачивается, отказывается разговаривать. Более богатой становится и мимика ребенка, отражающая его переживания. Значительно сложнее и разнообразнее становятся причины, вызывающие чувства.
Ребенку, который всегда бывает чистым, стыдно, если у него оказался грязным нос; ему стыдно, когда его осуждают за то, что он ударил маленького; он радуется, что построил домик, хорошо нарисовал, сложил разрезную картинку; он проявляет застенчивость в присутствии чужого человека, смущается.
В этом возрасте ребенку доступны уже и эстетические переживания. Ему нравится нарядное новое платье, красивый бант. «Какой красивый», — заявляет он. Малыш получает удовольствие от приятного запаха цветов; выражает удивление и восхищение, оказавшись на пестром от цветов лугу, залитом солнцем: «Как красиво, хорошо, правда, мама?» — говорит ребенок и бегает от одного цветка к другому. Конечно, все эти чувства ребенок будет проявлять, если взрослые раньше обращали его внимание на красоту природы.
      Игровая деятельность
Ребенок 2—3 лет в своей игре обычно подражает тому, что он видит и слышит, и тем самым он как бы закрепляет в своем сознании, памяти то, что он повседневно воспринимает.
В игре формируются характер и нормы поведения ребенка, т. е. отношение к вещам, взаимоотношения с окружающими людьми, оценка поступков. Поэтому нам должно быть не безразлично, чем и как играет наш ребенок. В этом отношении не следует руководствоваться пословицей: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы «не плакало».
Ребенок на третьем году жизни может уже сам найти себе занятие и продолжительное время, до часа — полутора, играть один. Умение ребенка самостоятельно играть, заниматься следует всячески развивать. Делать это нужно не только потому, что самостоятельные игры ребенка дают взрослому возможность заниматься своими делами, но главным образом потому, что это полезно ребенку.
В самостоятельных занятиях у ребенка развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие ценные качества. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий